Мировые новости экономики, финансов и инвестиций

Инвестиции в эпоху высоких процентных ставок и дефицита капитала

- Инвестиции Кризис
Цены на акции переживали и худшие времена, но лишь в редких случаях ситуация была столь плачевной на стольких рынках активов одновременно:
  • индекс ведущих американских акций S&P 500 упал почти на 25% и потерял более $10 трлн. рыночной стоимости;
  • государственные казначейские облигации США приближаются к худшему году с 1949 года;
  • по состоянию на середину октября 2022 года стоимость портфеля (60% американские акции/40% казначейские облигации) снизилась больше, чем за любой другой год с 1937 года;
  • цены на недвижимость падают;
  • криптовалюты потерпели крах;
  • золото не защищает;
  • только у сырьевых товаров был хороший год;

Инвесторы привыкли к низкой инфляции. После мирового финансового кризиса 2007-2009 годов центральные банки снизили и удерживали процентные ставки в попытке оживить экономику. Цены на активы резко выросли, и начался "бычий рынок всего":
  • с минимума в 2009 году до пика в 2021 году индекс S&P 500 вырос в 7 раз;
  • венчурные капиталисты выписывали все более крупные чеки для вложений в стартапы;
  • частный акционерный капитал, недвижимость, инфраструктура и частное кредитование увеличились в 4 раза, превысив $10 трлн.

Резкий разворот в 2022 году был вызван ростом процентных ставок. Федеральная резервная система (ФРС) США повышала ставки быстрее, чем когда-либо с 1980-х годов. Однако основная причина - возрождающаяся инфляция. Во всем мире потребительские цены растут самыми быстрыми темпами за последние 40 лет.

Инвесторы оказались в новом мире. Эпоха дорожающих денег требует изменения подхода к инвестициям. Необходимо учитывать новые правила на финансовых рынках:

Ожидаемая доходность будет выше


По мере снижения процентных ставок в 2010-х годах - будущие доходы трансформировались в прирост капитала и рост цен на активы. Недостаток более высоких цен на активы - более низкая ожидаемая доходность. Симметрично, падение цен на активы и потери капитала в 2022 году имеют и положительную сторону: будущая реальная доходность выросла.

Это легче всего понять на примере казначейских ценных бумаг США с защитой от инфляции (TIPS), доходность которых является косвенным показателем реальной безрисковой доходности. В 2021 году доходность по десятилетним TIPS составляла ниже -1%. В декабре 2022 года она составляет около 1,2%. Более высокая доходность по облигациям означает и более высокую реальную доходность в будущем.

Для компенсации движения ключевой ставки изменяется текущая стоимость облигаций. При повышении ФРС процентных ставок в 2022 году, доходность к погашению старых облигаций стала ниже, чем у новых выпусков облигаций. Старые облигации стали не так интересны на фоне новой ключевой ставки и новых облигаций. И цены старых облигаций снизились, чтобы их доходность к погашению стала ближе к новым выпускам. Инвесторы, владевшие облигациями в течение этого периода, понесли значительные потери:

Крупнейший биржевой фонд TIPS потерял за год около 17% своей стоимости

Цены на активы могут снизиться еще сильнее. Рынки нервничают в ожидании сигналов от ФРС о темпах повышения процентных ставок. Рецессия в США приведет к сокращению прибылей, бегству от риска и к падению цен на акции. Важно подготовить свои личные финансы к новой рецессии.

Уоррен Баффет однажды сказал:
"...потенциальные инвесторы должны радоваться, когда цены на акции падают. Высокие цены радуют только тех, кто планирует продать акции в ближайшее время. Нервные или неликвидные инвесторы продадут акции на дне и пожалеют об этом. У кого есть навыки, нервы и капитал воспользуются преимуществами более высокой ожидаемой доходности и преуспеют."


Временные горизонты инвесторов сократились


Повышение процентных ставок делает инвесторов нетерпеливыми, поскольку текущая стоимость будущих доходов падает. Это отразилось на ценах акций технологических компаний, которые обещают хорошие прибыли в отдаленном будущем. Цены на акции пяти крупнейших технологических компаний в 2022 году упали на 40%.

У инвесторов будет меньше желание вкладывать деньги в компании с высокими первоначальными затратами и отдаленной прибылью. Tesla добилась большого успеха, но у старых автопроизводителей неожиданно появилось преимущество. Они могут использовать денежные потоки от прошлых инвестиций. А достойным новым потенциальным кандидатам будет сложнее привлечь деньги.

Инвестиционные стратегии будут меняться


Один из популярных подходов с 2010-х годов - сочетание пассивного индексного инвестирования на публичных рынках с активным инвестированием на частных рынках. Это привело к притоку огромных сумм денег в частные кредиты, стоимость которых на пике превышала $1 трлн. Примерно пятая часть портфелей американских государственных пенсионных фондов была вложена в частные инвестиции и недвижимость. Сделки с частным капиталом составили около 20% всех слияний и поглощений по стоимости.

По мнению некоторых критиков, индексное инвестирование - это провал. Поскольку технологические компании занимают большую долю в индексах, которые взвешиваются по рыночной стоимости. На самом деле, индексное инвестирование Джона Богла не исчезнет. Это дешевый способ для большого числа обычных инвесторов добиться средней рыночной доходности.

Беспокоиться нужно по-поводу частных инвестиций с высокой оплатой за обслуживание. Эффективность частных активов была переоценена: фонды прямых инвестиций во всем мире увеличили стоимость принадлежащих им компаний на 3,2%, несмотря на то, что индекс S&P 500 потерял 22,3%. Это в значительной степени мираж.

Активы частных фондов публично не торгуются, и поэтому управляющие имеют широкую свободу действий в отношении заявляемой стоимости фондов. Известно, что управляющие медленно снижают стоимость своих фондов, потому что их вознаграждение зависит от стоимости портфеля.

Однако падение стоимости котирующихся на бирже компаний в конечном итоге будет ощущаться даже в частных фондах. Со временем инвесторы в частные активы, которые думали, что им удалось избежать краха на публичных рынках, тоже столкнутся с потерями.

Инвесторы должны освоиться в новом режиме более высоких процентных ставок и дефицита капитала. Это будет непросто, но нужно смотреть в будущее. История на стороне нового режима. Именно эпоха дешевых денег была странной.

Источник: The Economist