Быстрорастущие компании и стартапы когда-то были уделом Кремниевой долины и Сиэтла. Теперь это не так. Сегодня США могут похвастаться несколькими инновационными центрами: Остин, Майами, Нью-Йорк и Вашингтон. В последние годы подобные центры появились и в Европе - Амстердам, Берлин, Хельсинки, Лондон, Париж и Стокгольм. Но это явление больше не ограничивается развитыми экономиками. Культура стартапов вышла на мировой уровень.
На первом месте в списке инноваторов находится Китай, за ним вплотную следует Индия. Однако единорогов (частные компании с оценкой выше $1 млрд) можно найти в самых разных странах, включая страны с развивающимися рынками и новыми развитыми экономиками - Бразилия, Индонезия, Израиль, Израиль, Нигерия, Сингапур, Южная Корея и Япония.
Наибольшая доля быстрорастущих компаний приходится на финансовые технологии, или финтех. Другие ключевые сектора цифровой экономики не сильно отстают:
Значительную активность, рост и создание стоимости можно найти в секторах, связанных с переходом к "зеленой" энергетике. Парижская компания Back Market, стоимость которой оценивается в $5,7 млрд, способствует восстановлению и переработке электроники, помогая тем самым решить растущую в мире проблему электронных отходов.
Биомедицинская наука - с ее применением в медицине, здравоохранении, сельском хозяйстве и синтетической биологии (создание новых биологических частей, устройств и систем или переделка тех, что существуют в природе) - является еще одной заметной областью инноваций.
Цифровая сфера стала особенно благодатной почвой для инноваций во всем мире. Её растущая доступность обеспечивается быстрым распространением мобильного интернета. Сегодня в мире насчитывается более 6,6 миллиарда смартфонов. Рынок цифровых услуг, предоставляемых через Интернет, огромен и охватывает почти 84% населения планеты.
Сочетание государственных и частных инвестиций позволило повысить скорость и качество подключения к мобильному Интернету и снизить стоимость устройств с доступом в Интернет и потоковой передачи данных. Индия является ярким примером того, как доступность и дешевизна поддерживают возникновение новых экономических экосистем, в которых могут процветать инновации, предпринимательская деятельность и расширение потребительских услуг.
Низкие барьеры для входа на рынок способствуют развитию цифровых стартапов. Требования к капиталу невелики, а для укомплектования стартапов имеется большое и растущее предложение творческих талантов. Для многих компаний, предоставляющих цифровые услуги, затраты сосредоточены в программном обеспечении и разработке, а доступные услуги облачных сервисов устраняют необходимость создания и управления обширной информационно-технологической инфраструктурой. Предельные затраты на привлечение потенциальных клиентов невелики. Масштабирование может быть не тривиальной задачей, но и не очень дорогой.
Для интернет-компаний общий адресный рынок огромен. Во многих областях, таких как программное обеспечение, он охватывает весь земной шар. По китайским оценкам, среднее расстояние между продавцом и покупателем на платформах электронной коммерции составляет примерно 1 000 километров, по сравнению с пятью километрами для традиционного розничного бизнеса или бизнеса в сфере услуг.
Интернет-бизнес не только отбирает клиентов у традиционных компаний, но и обслуживает потребителей, которых традиционные компании никогда не привлекали. В развивающихся экономиках велик стимул для инвестиций в цифровую инфраструктуру и расширение мобильного интернета - позволяет согласовать ориентированные на прибыль частные бизнес-модели с целью инклюзивного экономического роста.
Хотя Интернет устранил многие географические барьеры, быстрорастущие компании не могут появиться где угодно. Они по-прежнему сосредоточены в "горячих точках" предпринимательства. Например, из 24 единорогов в Германии (по состоянию на март 2022 года) 17 базируются в Берлине и пять - в Мюнхене. Из 24 крупнейших единорогов Франции 19 базируются в Париже, а один - в пригороде Парижа.
Такая концентрация отражает важность местных экосистем, поддерживающих предпринимательскую деятельность:
отрасли венчурного капитала,
платформы для роста акционерного капитала,
юридические и рекрутинговые услуги,
эффективную нормативно-правовую базу.
Разнообразная жесткая и мягкая инфраструктура также может повысить эффективность и динамизм инновационного процесса, но она, как правило, развивается со временем.
Транснациональные корпорации часто стимулируют прогресс в этих вспомогательных секторах, используя свой опыт, возможности и глобальные связи. Но эти компании не просто применяют одну и ту же бизнес-модель в новых условиях, привлекая имеющийся персонал для руководства процессом. Возможности в разных странах различны, а удовлетворение местных потребностей требует понимания местных проблем - поэтому компаниям приходится искать таланты, обладающие детальным знанием местных условий и связями с местными предпринимателями.
Такие таланты должны быть интегрированы в целостную структуру и культуру компании. Но именно высокоинтерактивная локальная сеть составляет ядро предпринимательской экосистемы, способствующей превращению инновационных идей в жизнеспособный бизнес. Опытные инвесторы-ангелы часто являются ключевой частью такой сети. Как и инвесторы, которые рассматривают себя в качестве создателей компаний, а не просто рискующих. Университеты играют важную роль - являются открытыми местами встреч и источниками молодых потенциальных предпринимателей.
В наш цифровой век все страны могут и должны стремиться к развитию центров инновационного предпринимательства. Чтобы добиться успеха, они должны культивировать его ключевые ингредиенты:
человеческий капитал,
инфраструктуру цифровых сетей,
благоприятную нормативно-правовую среду
политику, стимулирующую финансирование.
Во всех своих усилиях стартапы должны использовать понимание особенностей местных экосистем, в которых процветают инновации. Технологическое предпринимательство стало глобальным, но его сердце по-прежнему бьется на местном уровне.