Мировые новости экономики, финансов и инвестиций

Проблемы и возможности искусственного интеллекта ChatGPT

- Топ Технологии Искусственный интеллект
ChatGPT — чат-бот с искусственным интеллектом (ИИ), разработанный компанией OpenAI. Позволяет людям напрямую общаться с ИИ в диалоговом режиме и умеет:
  • вести переписку, похожую на человеческую,
  • писать эссе, стихи, компьютерный код и т.п. в различных стилях,
  • объяснять сложные концепции,
  • резюмировать текст и отвечать на тривиальные вопросы,
  • сдавать ограниченные юридические и медицинские экзамены.
По данным банка UBS: за 2 месяца работы, к концу января 2023 года, ChatGPT использовали более 100 миллионов человек - "самое быстрорастущее потребительское приложение в истории".

Проблемы искусственного интеллекта

Из-за легкого доступа к финансированию в течение последних 10 лет компании и венчурные фонды вложили миллиарды в развитие технологий искусственного интеллекта. Использование технологий для замены людей в более широком спектре задач может привести к неприятностям не только для сотрудников, но и для потребителей и даже инвесторов.
Проблемы для сотрудников очевидны:
  • будет меньше рабочих мест, требующих сильных коммуникативных навыков, и меньше хорошо оплачиваемых должностей;
  • уборщицы, водители и некоторые другие работники ручного труда сохранят свои рабочие места, но остальным следует опасаться;
  • для обслуживания клиентов компании будут полагаться на генеративные технологии ИИ, которые будут утешать рассерженных абонентов умными и успокаивающими словами;
  • сокращение числа рабочих мест начального уровня уменьшит возможности для начала карьеры.
Потребители тоже пострадают:
  • чат-боты подходят для решения рутинных вопросов, но не рутинные проблемы заставляют людей звонить в службу поддержки;
  • при возникновении реальной проблемы - остановка авиалинии или прорыв трубы в подвале - необходимо поговорить с квалифицированным специалистом, способным мобилизовать ресурсы и организовать своевременное решение проблемы;
  • конечно неприятно ждать ответа на линии по несколько часов, но сразу же общаться с красноречивым и часто бесполезным чат-ботом не хочется.

В идеальном мире появились бы новые компании и предложили лучшее обслуживание клиентов, захватив долю рынка. Но в реальном мире существующие компании имеют большие преимущества. Важные формы рыночной власти позволяют им выбирать и использовать технологии по своему усмотрению.

Новые компании, предлагающие более качественные продукты и услуги, нуждаются в новых технологиях для увеличения эффективности сотрудников и создания индивидуализированных услуг для клиентов. Но поскольку инвестиции в искусственный интеллект ставят автоматизацию на первое место, такие инструменты не создаются.
Инвесторы публично торгуемых компаний проиграют в эпоху ChatGPT:
  • компании могли бы улучшить качество услуг за счет инвестиций в технологии повышения продуктивности и квалификации сотрудников. Но они этого не делают.
  • Многие руководители по-прежнему одержимы сокращением сотрудников и их заработных плат.
  • Они идут на такие сокращения из-за рекомендаций аналитиков, консультантов и потому что Wall Street оценивает их эффективность по сравнению с другими компаниями, "выжимающими" из сотрудников все возможное.
  • Технологии ИИ помогут в этом: слежка на рабочем месте, ужесточение условий труда, контракты без обязательств работодателя по обеспечению оплачиваемых часов...

Дополнять, а не заменять человека

Daron Acemoglu и Simon Johnson в своей книге «Власть и прогресс: наша тысячелетняя борьба за технологии и процветание» объясняют, что внедрение новых машин и технологические прорывы в прошлом имели совсем другие последствия.
Более 100 лет назад Генри Форд произвел революцию в производстве автомобилей - инвестировал значительные средства в новое электрическое оборудование и разработку более эффективной сборочной линии. Новые технологии привели к некоторой автоматизации - централизованные источники электроэнергии позволили машинам выполнять больше задач более эффективно. Но реорганизация завода создала новые задачи для рабочих и тысячи новых рабочих мест с более высокой заработной платой. Компания Ford доказала, что создание технологий, дополняющих человека - хороший бизнес.
Сегодня искусственный интеллект способен сделать то же самое:
  • цифровые инструменты готовы помочь медсестрам, учителям и представителям службы поддержки разобраться с ситуацией и улучшить обслуживание пациентов, студентов и потребителей;
  • прогнозирующая сила алгоритмов должна использоваться для помощи людям, а не для их замены;
  • умение грамотно использовать рекомендации ИИ будет признано ценным человеческим навыком;
  • другие приложения ИИ могут распределять сотрудников по задачам или создавать совершенно новые рынки (Airbnb или Uber).
К сожалению большинство технологических гигантов США вкладывают большие средства в разработку программного обеспечения, заменяющее квалифицированных сотрудников. Легкая прибыль - корпорации с узким видением покупают такие продукты. Все сосредоточены на использовании ИИ для снижения затрат на рабочую силу. Важно помнить не только о непосредственном опыте клиентов, но и о будущем покупательной способности.

Битва за поиск в Интернете

Битва за поиск в Интернете
25 лет поисковые системы были "входной дверью" в Интернет. Google доминирует в этой области в большинстве стран мира после быстрого вытеснения первого поисковика AltaVista. Поисковая система Google - основной бизнес материнской компании Alphabet, одной из самых дорогих в мире. В 2022 году ее доходы составили $283 млрд, а рыночная капитализация - $1,3 трлн.
Но ничто не вечно в области технологий. Чат-боты на базе искусственного интеллекта позволяют пользователям искать информацию с помощью набранного текста - инновация станет предвестником новых возможностей для поиска в Интернете. Лидер в этой области ChatGPT может:
  • обобщать знания из Интернета,
  • перечислять места отдыха, соответствующие определенным критериям, предлагать меню или маршруты,
  • объяснить свои рассуждения и предоставить подробную информацию.
Многое из функций поисковых систем можно сделать лучше с помощью чат-ботов.
Microsoft инвестировала $11 млрд в OpenAI и 7 февраля 2023 года представила новую версию поисковой системы Bing с интегрированным ChatGPT. Результаты поиска Bing теперь будут сопровождаться генерируемым искусственным интеллектом боковым окном с краткой информацией. Bing получит собственного чат-бота, основанного на моделях OpenAI. Это шанс для Microsoft бросить вызов Google.
8 февраля 2023 года Google объявил о выпуске собственного чат-бота Bard в качестве "компаньона" к своей поисковой системе. Bard будет интегрирован в поиск в течение нескольких недель. Alphabet приобрела долю в размере $300 млн в компании Anthropic - стартап, основанный бывшими сотрудниками OpenAI.
Baidu, ведущая поисковая система в Китае, в марте 2023 года запустит собственный сервис с поддержкой искусственного интеллекта и чат-бот Эрни.
Битва ботов назревает и изменит поиск в Интернете.
Но можно ли доверять чат-ботам?
Как они повлияют на поиск и прибыльный рекламный бизнес?
Предвещают ли они "созидательное разрушение Шумпетера"?
Ответы зависят от: морального выбора, монетизации и монопольной экономики.

Моральный аспект

ChatGPT часто ошибается и подобен человеку-обличителю - абсолютно уверен в своих ответах, независимо от их точности. Поисковые системы направляют людей на другие страницы и не претендуют на их достоверность. Чат-боты же представляют свои ответы как "евангельскую истину". Им нужно бороться с предвзятостью, предубеждениями и дезинформацией в процессе сканирования Интернета. Наверняка возникнут споры из-за выдачи неправильных или оскорбительных ответов. Google откладывал выпуск своего чат-бота из-за подобных опасений.
Чат-боты должны осторожно обходить некоторые сложные темы:
  • на запрос о медицинской консультации он ответит: "не могу диагностировать конкретные медицинские заболевания";
  • на запрос о создании бомбы - ответит отказом.
Однако его запреты легко обойти - попросить рассказать историю о производителе бомбы с большим количеством технических подробностей. Технологические компании будут определять деликатность темы и выбирать "где провести черту". Возникнут вопросы о цензуре, объективности и природе правды.

Монетизация

OpenAI запускает премиум-версию ChatGPT - $20 в месяц за быстрый доступ в пиковое время. Google и Microsoft будут показывать рекламу рядом с ответами чат-ботов. Попросите совет по путешествиям, и появится соответствующая реклама. Такая бизнес-модель может оказаться неустойчивой. Запуск чат-бота требует больше вычислительной мощности, чем выдача результатов поиска - обходится дороже и снижает прибыль.
Появятся и другие модели: взимание платы с рекламодателей за возможность влиять на ответы чат-ботов или встраивание в ответы ссылок на сайты рекламодателей. Сейчас на запрос "порекомендуй мне автомобиль" - ChatGPT ответит: "есть много хороших марок, и все зависит от Ваших потребностей". Возможно, будущие чат-боты будут охотней давать рекомендации. Но будут ли люди пользоваться ими, если объективность будет нарушена рекламодателями?

Конкуренция

Хорошо, что новичок OpenAI не дает покоя Google. Но пока неясно - чат-боты конкуренты поисковых систем или дополнения к ним? На начальном этапе использование чат-ботов в качестве дополнения к поиску или в качестве самостоятельных собеседников имеет смысл. Но по мере расширения возможностей чат-боты станут интерфейсом для других услуг:
  • бронирование гостиниц или ресторанов,
  • расширение голосовых помощников - Alexa или Siri.
Если основная ценность чат-ботов будет в расширении других цифровых услуг, то это будет выгодно компаниям, предоставляющим такие услуги.
Стартапы Anthropic и Openai привлекают внимание и инвестиции со стороны Google и Microsoft - значит у небольших компаний есть шанс конкурировать в области поиска в Интернете. Возможно какая-нибудь из них разработает превосходную технологию, новую бизнес-модель и станет новым гигантом.
Чат-боты поднимают сложные вопросы, но и предлагают возможность сделать информацию в Интернете полезней и доступней. Как и в 1990-х годах, ценный приз - "входная дверь" в Интернет.
По материалам Project Syndicate и The Economist