Мировые новости экономики, финансов и инвестиций

Долговые риски в восстановлении мировой экономики

- Экономика Кризис
долговые риски
По мере восстановления мировой экономики, остаются незамеченными опасения по поводу долговых обязательств, который увеличились из-за пандемии. В том числе отсутствие прозрачности в отношении долга и его условий, а также риски, возникающие за пределами банковского сектора, о чем недавно свидетельствовал крах семейного офиса Archegos.

На виртуальных брифингах 6 апреля, в преддверии ежегодного весеннего собрания Международного валютного фонда  (МВФ) Всемирного банка главным предметом озабоченности были долговые обязательства. Обеспокоенность в том, что хорошие новости о восстановлении в США, могут привести к повышению процентных ставок и превратиться в плохие новости для стран с крупной задолженностью. Официальные лица и экономисты отметили два аспекта, которые должны быть в центре внимания инвесторов, особенно с учетом того, что многие из них устремились на развивающиеся рынки в поисках доходности.

Возможные долговые кризисы


Очевидно, что беспрецедентные объемы фискальных стимулов, использованных в мировой экономике в прошлом 2020 году, предотвратили долговой кризис. Экономисты однако на виртуальном брифинге предположили, что еще слишком рано говорить о полной ясности, особенно на фоне опасений, что некоторые страны не смогут расти достаточно быстро, чтобы справиться с растущим уровнем долга.

Мохамед Эль-Эриан (главный экономический советник Allianz и бывший заместитель директора МВФ) видит риск того, что некоторые страны Африки и Азии столкнутся с «потерянным десятилетием» роста из-за их долгового бремени, и предупредил о самоуспокоенности на рынке.

«Эти вещи требуют времени и часто находятся в тени, а затем они прорываются, и когда они прорываются, их гораздо труднее решить. Во время мирового финансового кризиса 2008 года поддержка МВФ странам достигла пика не в 2009 или 2010 годах, а в 2011 году.», - сказал Эль-Эриан. 

Этот риск наиболее очевиден в Африке. По словам Веры Сонгве, исполнительного секретаря Экономической комиссии по Африке при Организации Объединенных Наций:

"в 2010 году уровень долга африканского континента по отношению к ВВП составлял около 42%, сейчас он составляет около 65% - выше уровня, который МВФ обычно считает пределом. Не только вырос уровень долга, но и изменился составе долга. Большая часть долга теперь причитается частному сектору, поскольку инвесторы устремились за границу в поисках более высокой доходности, и двустороннему долгу с такими странами, как Китай и Саудовская Аравия», - сказала она.

Это изменение в составе значительно усложняет реструктуризацию долга и прошлые механизмы решения долговых проблем. По словам Сонгве:

"страны-должники должны найти способы привлечь инвесторов из частного сектора к переговорам о реструктуризации.

Для привлечения всех кредиторов могут потребоваться не только стимулы, но и давление - возможное предупреждение для группы инвесторов, которые устремились на некоторые из этих рынков в поисках более высокой доходности.

Также необходимо: больше прозрачности не только в отношении уровня долга и места его существования, но и большей ясности в отношении условий этого долга."

Риски вне банковского сектора


Уроки глобального финансового кризиса помогли банкам относительно хорошо справиться с пандемией. Но чиновники МВФ и министр финансов США Джанет Йеллен обеспокоены так называемыми небанковскими финансовыми посредниками (крупные институциональные инвесторы, семейные офисы или хедж-фонды), которые в значительной степени выходят за рамки банковских правил, введеных после финансового кризиса. Йеллен назвала «огромный стресс», испытанный этими организациями во время пандемии, как причину, чтобы уделять им больше внимания для повышения устойчивости всей финансовой системы.

Официальные лица МВФ не рассматривают последствия, связанные с Archegos, как системный риск для финансовой системы или пресловутую "канарейку в угольной шахте" /выражение, используемое для описания некоего феномена, сигнализирующего обществу о присутствии недоброкачественных изменений - прим. переводчика/, они обращают внимание на потенциальные опасные места, требующие внимания регулирующих органов.

Фабио Наталуччи (заместитель директора МВФ по денежно-кредитной политике и рынкам капитала) сказал:

"Риск представляет собой потенциально опасное сочетание завышенных оценок и финансовых уязвимостей, создаваемых кредитным плечом, усугубляемых тем, что это происходит в сфере небанковского финансового сектора, где регуляторы менее заметны.

Ситуация становится еще более тревожной, когда существуют связи между этими небанковскими финансовыми учреждениями, такими как хедж-фонды, и банковским сектором - например, последствия убытков для основных брокеров от убытков Archegos."

Эти риски усиливают призывы официальных лиц к более тщательному контролю со стороны регулирующих органов в этой части рынка.

Источник MarketWatch