Мировые новости экономики, финансов и инвестиций

COVID пузырь

- Фондовый рынок Кризис Экономика
covid пузырь
"Несмотря на все разговоры о поддержке домашних хозяйств, Main Street (обозначение реального сектора экономики, общества в целом - прим. переводчика) пострадает больше всего, когда музыка прекратится" - отметил в своей статье Нуриэль Рубини.

К-образное восстановление экономики США продолжается.


"Преуспевают те, у кого есть стабильная работа с полной занятостью, льготы и финансовая подушка, поскольку фондовые рынки поднимаются к новым высотам. А те, кто не имеют работы или частично заняты на рабочих местах с низкой добавленной стоимостью и в сфере услуг - обременены долгами, имеют небольшое финансовое благополучие и сталкиваются с ухудшающимися экономическими перспективами.

Эти тенденции указывают на растущее разобщение между Wall Street (финансовый рынок) и Main Street. Новые максимумы фондового рынка ничего не значат для большинства людей. На долю нижних 50% слоев населения в структуре распределения богатства приходится всего 0,7% общих активов фондового рынка, тогда как на верхние 10% слоев населения приходится 87,2%. 50 самых богатых людей обладают таким же богатством, как и 165 миллионов нижних слоев населения.

Рост неравенства последовал за ростом крупных технологических компаний. На каждое рабочее место, создаваемое Amazon, теряется до 3-х рабочих мест в розничной торговле. Аналогичная динамика сохраняется и в других секторах, где доминируют технологические гиганты. Но сегодняшние социальные и экономические проблемы не новы. В течение последних десятилетий у малоимущих рабочих не получалось «жить не хуже соседей» из-за стагнации реального дохода (с поправкой на инфляцию), роста стоимости жизни и ожиданий роста будущих расходов.

На протяжении десятилетий «решением» этой проблемы было «демократизация» финансирования - бедные и находящиеся в затруднительном положении домохозяйства брали больше займов для покупки жилья (которое они не могли себе позволить), а затем использовали это жилье для получения дополнительных денег. Это расширение потребительского кредитования (ипотечных и других долгов) привело к пузырю, который закончился финансовым кризисом 2008 года - миллионы людей потеряли работу, жилье и сбережения.

Теперь тех же миллениалов, которых обманули более десяти лет назад, снова обманывают. Работникам, которые полагаются на подработку, неполный рабочий день или внештатную работу - предлагают новую веревку, на которой можно повеситься во имя «финансовой демократизации». Миллионы людей открыли счета в Robinhood и других инвестиционных приложениях, где они могут многократно использовать свои скудные сбережения и доходы, чтобы спекулировать бесполезными акциями.

Недавняя история GameStop, в которой объединенный фронт героических мелких дневных трейдеров борется со злыми хедж-фондами, маскирует уродливую реальность эксплуатации когорты безнадежных, безработных, неопытных и обремененных долгами людей. Многие из них были убеждены "говорящими головами" в том, что финансовый успех не в хороших рабочих местах, напряженной работе, терпеливых сбережениях и инвестициях, а в схемах быстрого обогащения и ставках на бесполезные по своей сути активы, такие как криптовалюты (автор предпочитает называть их «shitcoins» - «дерьмовые монеты», прим. переводчика).

И пусть Вас не вводит в заблуждение популистский мем, в котором армия миллениалов (Давид) уничтожает Wall Street (Голиафа). Он просто служит еще одной схеме по обкрадыванию невежественных инвесторов-любителей. Как и в 2008 году, неизбежным результатом будет новый пузырь активов. На этот раз ещё и безрассудные конгрессмены-популисты ругают финансовых посредников (RobinHood) за то, что они ограничивают малоимущих в получении ещё большего кредитного плеча (ограничивают торговлю акциями GameStop и другими подобными акциями).

Ситуация усложняется ещё и тем, что рынки начинают беспокоиться по поводу масштабного эксперимента по монетизации бюджетного дефицита, проводимого Федеральной резервной системой и Министерством финансов США посредством количественного смягчения (форма современной денежной теории или «вертолетных денег»). Растущий хор критиков предупреждает, что такой подход может привести к перегреву экономики и заставит ФРС повысить процентные ставки раньше, чем ожидалось. Номинальная и реальная доходность облигаций уже растет - как следствие начинает трясти такие рискованные активы, как акции. Из-за этих опасений восстановление, которое должно было быть хорошим для рынков, теперь уступает место рыночной коррекции.

Тем временем демократы в Конгрессе добиваются принятия пакета помощи экономики на 1,9 триллиона долларов, который будет включать дополнительную прямую поддержку домохозяйств. Но сейчас уже миллионы людей имеют задолженность по оплате аренды и коммунальных услуг или пользуются мораторием на выплаты по их ипотечным кредитам, кредитным картам и другим кредитам. Очевидно что значительная доля новых "вертолетных денег" пойдет на погашение долга и сбережения, и лишь около трети стимулов, вероятно, будет направлены в фактические расходы.

Это означает, что влияние пакета помощи на рост экономики, инфляцию и доходность облигаций будет меньше, чем ожидалось. Дополнительные сбережения в конечном итоге будут направлены обратно на покупку государственных облигаций - то, что должно было быть спасением для нуждающихся домохозяйств, по сути станет спасением для банков и других кредиторов.

Темпы экономического роста могут не оправдать ожиданий в этом году.


Продолжают появляться новые штаммы коронавируса, вызывая опасения, что существующих вакцин может быть недостаточно для прекращения пандемии. Повторяющиеся циклы «стоп-старт» подрывают доверие, и политическое давление с целью возобновления экономики до того, как вирус будет локализован, будет продолжать расти. Многие малые и средние предприятия все еще находятся под угрозой банкротства, и слишком многие люди сталкиваются с перспективами долгосрочной безработицы. Список патологий, поразивших экономику, обширен:
  • растущее неравенство,
  • сокращение доли заемных средств компаниями и работниками, обремененными долгами,
  • политические и геополитические риски.

Рынки активов остаются пенистыми, если не откровенно пузыристыми - потому что они подпитываются сверхмягкой денежно-кредитной политикой. Сегодняшнее соотношение цена/прибыль на акцию (Р/Е) так же высоко, как и в мыльных пузырях, предшествовавших кризисам 1929 и 2000 годов. Сегодняшняя рыночная мания дает множество поводов для беспокойства:
  • постоянно растущее кредитное плечо,
  • возможность возникновения пузырей в компаниях SPAC (которые специально создаются для поглощений),
  • акции технологических компаний,
  • криптовалюты.

В этих условиях ФРС обеспокоена тем, что рынки мгновенно рухнут, если она унесет «чашу с пуншем». А с увеличением государственного и частного долга, препятствующим возможной нормализации денежно-кредитной политики, продолжает расти вероятность стагфляции в среднесрочной перспективе и жесткая посадка для рынков активов и экономики."

Нуриэль Рубини, профессор экономики Школы бизнеса Стерна Нью-Йоркского университета и председатель Roubini Macro Associates, был старшим экономистом по международным отношениям в Совете экономических консультантов Белого дома во время правления администрации Клинтона. Он работал в Международном валютном фонде, Федеральной резервной системе США и Всемирном банке.

Источник Project Syndicate